Статьи

Роль геометрии в школьном образовании. Проблемы и необходимость их решения. Г.Г. Гильмиева

С 2008 года на базе гимназии № 27 Вахитовского района города Казани создана экспериментальная площадка по апробации учебно-методического комплекта (УМК) И.М.Смирновой, В.А.Смирнова Геометрия 7-9 совместно с издательством Мнемозина города Москвы и кафедрой методики преподавания математики института развития образования республики Татарстан. (Приказ ИРО РТ № 278 от 2 сентября 2008).

В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:

— актуальность изменения содержания геометрического образования;

— внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;

— использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.

 

Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень.

Обучение детей в гимназии № 27 проводится в разных классах по различным учебникам, включённых в список федеральный перечня. 8а класс (2009-2010 учебный год) с седьмого класса изучает геометрию по учебнику И.М.Смирновой, В.А.Смирнова.

Безусловно, геометрия по сей день остаётся одним из сложнейших для понимания предметов в школе. В последнее время наблюдается тенденция снижения уровня геометрического образования школьников. И наша задача состоит в том, чтобы поднять значение геометрии в школьном курсе, повысить качество обучения этому предмету, показать его тесную связь с жизнью.

УМК Геометрия 7-9 И.М.Смирновой, В.А.Смирнова отвечает всем современным требованиям образования. Учебник построен таким образом, что соблюдена преемственность с классическим геометрическим образованием, он содержит исторический и научно-популярный материал. В нём рассматриваются задачи различного уровня и направленности. И что немаловажно, присутствует согласованность с новой концепцией единого государственного экзамена. (В.А.Смирнов является автором геометрических задач контрольно-измерительных материалов ЕГЭ).

Девятиклассники теперь проходят итоговую аттестацию в новой форме (ГИА). Учащиеся 11 класса уже несколько лет сдают ЕГЭ по математике. В 2009-2010 учебном году на сайте mathege.ru был размещён открытый банк заданий по математике. В КИМы ЕГЭ было включено пять задач по геометрии: в первой части В4, В6, В9 и во второй части С2, С4. Участие во всероссийских вебинарах на темы: «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике (геометрии) с использованием учебно-методического комплекта Смирновой И. М., Смирнова В. А.» 8. 12.09  , “Совершенствование геометрической подготовки школьников в свете включения геометрических задач в ЕГЭ и ГИА» 18.03.10 позволяет утверждать, что в КИМы ГИА для 9-го класса в 2010-2011 году планируется ввести геометрические задачи, в том числе на построение и доказательство. Открытый банк задач для 9 класса планируют разместить на профильном сайте. Также на этих вебсеминарах была отмечена перспектива ЕГЭ: деление на два экзамена «школьный» (базовый) и «вузовский» (для тех, кто собирается в профильный вуз), включение задач на доказательство, на построение, увеличение числа геометрических задач, в том числе с практическим содержанием. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что к изучению геометрии учащимся следует подходить более ответственно и серьёзно, аксиомы, теоремы, леммы учить осознанно, и следует учиться их применять к решению задач. Учителям необходимо совершенствовать методику преподавания, грамотно подходить к выбору учебного материала. В начале учебного года в седьмых классах провести тест-опрос для обучаемых, проверить их уровень знаний по геометрии и, получив чёткую картину, координировать дальнейшие действия. Обязательно информировать учеников и их родителей о видоизменениях тестов ГИА и ЕГЭ по математике. Конечно, лучшая подготовка к экзаменам — это систематические занятия школьника по любому учебнику, входящего в список федерального перечня, добросовестное посещение занятий, изучение дополнительной литературы, самообразование. Только комплексная работа даст положительный результат, и тогда добросовестному ученику с лёгкостью будет даваться любая геометрическая задача, и учитель, наконец, услышит долгожданные слова обучаемого, что геометрия его самый любимый предмет в школе.

 

                  Учитель МОУ «Гимназия № 27 с татарским языком обучения»   

                  Вахитовского района г.Казани Гильмиева Г. Г.

08.09.2012, 2270 просмотров.