Психология

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

 

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

 Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса

 Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований

 Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах

 Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины

 Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо

 В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения

 Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость

 Не сравнивайте учащегося с окружающими

 Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть

 Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше

В урочной деятельности:

Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей

Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал

Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений

Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия

Во внеурочной деятельности:

 Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки.

Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.

Внушение:

 Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.

Обучение:

Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.

Воспитательные воздействия:

Убеждение на собственном опыте и опыте других

Увлечение хорошими перспективами

Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха

В семье:

Наличие теплых, заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье

Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения

Недопустимость «маятникового» воспитания (я тебя люблю – я тебя ненавижу), противоречивые требования

Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими агрессивность

Общие требования:

Вовлечение в разнообразные интересные для подростка виды деятельности

Ситуации общения в группе сверстников

Условия для проявления инициативы подростка в четко обозначенных пределах дозволенного поведения

Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений

Наличие постоянного ответственного поручения в группе

Общение на равных, проявление доверия

Недопустимость использования в диалоге с агрессивными подростками бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства

Обсуждение поведения подростка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева

Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны

В урочной деятельности:

Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания

Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение

Доброжелательная аргументация выставляемой оценки

Недопустимость ведения урока в присутствии подростка в раздраженной манере, тем более адресованной ему

Во внеурочной деятельности:

Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного подростка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть

Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд

Внушение:

Отношение окружающих к подростку положительно, так как его ценят за определенные качества

Интересный собеседник, добрый человек, хороший, заботливый товарищ, верный друг

Обучение:

Самообладанию, самоконтролю

Умению отказываться от неразумных желаний, приносящих вред ему и другим

Умению понимать других

Воспитательные воздействия:

Убеждение на позитивном опыте

Предупреждение, намек, ласковый упрек

Пробуждение гуманных чувств

В семье:

Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении подростка

Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов

Доверительное, основанное на общности интересов, взаимодействие подростка с родителями и значимыми взрослыми

Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки, противодействие интенсивным желаниям и влечениям подростка

Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность с истерическими реакциями

Такие подростки характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.

Общие требования:

 Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей

 Объективное отношение к успехам и заслугам подростка

 Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми

 Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо)

 Чаще давать понять, что подросток сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки

 Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением

 Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание

 Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго

 Повышение самооценки, уверенности в себе

В урочной деятельности:

Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения

Постепенный переход к более сложным заданиям

Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности

Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности

Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки

Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда

Во внеурочной деятельности:

Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов

Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения

Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии

Внушение:

 Наличие реальных, а не мнимых достоинств

 Подкрепление простоты и искренности в общении со сверстниками

 Привлекателен для окружающих естественностью и доброжелательностью

Обучение:

 Самоконтролю поведения, саморегуляции психических состояний

 Умению понимать позицию другого человека и учитывать его точку зрения

 Сдержанности в проявлении эмоций

Воспитательные воздействия:

Индивидуальные беседы о действительных условиях уважения и внимания со стороны окружающих

Убеждение на собственном опыте

Намек, ласковый упрек, предупреждение

Пробуждение гуманных чувств

Проявление огорчения

Мнимое безразличие

Ирония

В семье:

- Ответственность за помощь в домашних делах

- Недопустимость всепрощения. Семья как один человек – единство педагогических требований

- Наличие постоянного увлечения, познавательных интересов, желательно связанных с общением (театральный кружок, арт-студия и т.д.)

Памятка для педагога по работе с замкнутыми учащимися

Таких подростков характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют, чаще выражены нетипичные для подросткового возраста интересы – религия, потусторонний мир и т.д.

Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.

Общие требования:

Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему

Включение в группу только с его личного согласия

Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими

Терпимое отношение к «чудачествам» подростка

Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие

Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики

Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов)

Учет интереса к точным наукам

Учет непредсказуемости мышления и поведения

Отношения с подростком строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других

Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи

Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу

В урочной деятельности:

- Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности

- Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить подростка с одного вида деятельности на другой

- Поэтапный контроль работы

Во внеурочной деятельности:

- Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний подростка

- Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий)

Внушение:

 Способный, успешный в деятельности

 Понимаемый. Принимаемый

 Интересный собеседник и товарищ

Обучение:

 Умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние другого человека

Воспитательные воздействия:

 Убеждение

 Поощрение

 Проявление внимания

 Просьба

 Поддержка организаторского успеха

 Доверие

 Предупреждение

В семье:

Теплые, заботливые отношения со стороны близких

Оптимистические установки в семье и ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи увлечения

Общение подростка не только в кругу семьи, но и со сверстниками

Поддержка самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных

Своевременное семейное половое просвещение и воспитание

http://chronicles.moy.su

28.02.2012, 5996 просмотров.