Психология
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.
Общие требования:
Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса
Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований
Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах
Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины
Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо
В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения
Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость
Не сравнивайте учащегося с окружающими
Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть
Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше
В урочной деятельности:
Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей
Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал
Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений
Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия
Во внеурочной деятельности:
Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки.
Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.
Внушение:
Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.
Обучение:
Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.
Воспитательные воздействия:
Убеждение на собственном опыте и опыте других
Увлечение хорошими перспективами
Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха
В семье:
Наличие теплых, заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье
Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения
Недопустимость «маятникового» воспитания (я тебя люблю – я тебя ненавижу), противоречивые требования
Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими агрессивность
Общие требования:
Вовлечение в разнообразные интересные для подростка виды деятельности
Ситуации общения в группе сверстников
Условия для проявления инициативы подростка в четко обозначенных пределах дозволенного поведения
Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений
Наличие постоянного ответственного поручения в группе
Общение на равных, проявление доверия
Недопустимость использования в диалоге с агрессивными подростками бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства
Обсуждение поведения подростка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева
Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны
В урочной деятельности:
Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания
Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение
Доброжелательная аргументация выставляемой оценки
Недопустимость ведения урока в присутствии подростка в раздраженной манере, тем более адресованной ему
Во внеурочной деятельности:
Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного подростка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть
Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд
Внушение:
Отношение окружающих к подростку положительно, так как его ценят за определенные качества
Интересный собеседник, добрый человек, хороший, заботливый товарищ, верный друг
Обучение:
Самообладанию, самоконтролю
Умению отказываться от неразумных желаний, приносящих вред ему и другим
Умению понимать других
Воспитательные воздействия:
Убеждение на позитивном опыте
Предупреждение, намек, ласковый упрек
Пробуждение гуманных чувств
В семье:
Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении подростка
Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов
Доверительное, основанное на общности интересов, взаимодействие подростка с родителями и значимыми взрослыми
Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки, противодействие интенсивным желаниям и влечениям подростка
Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность с истерическими реакциями
Такие подростки характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.
Общие требования:
Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей
Объективное отношение к успехам и заслугам подростка
Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми
Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо)
Чаще давать понять, что подросток сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки
Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением
Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание
Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго
Повышение самооценки, уверенности в себе
В урочной деятельности:
Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения
Постепенный переход к более сложным заданиям
Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности
Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности
Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки
Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда
Во внеурочной деятельности:
Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов
Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения
Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии
Внушение:
Наличие реальных, а не мнимых достоинств
Подкрепление простоты и искренности в общении со сверстниками
Привлекателен для окружающих естественностью и доброжелательностью
Обучение:
Самоконтролю поведения, саморегуляции психических состояний
Умению понимать позицию другого человека и учитывать его точку зрения
Сдержанности в проявлении эмоций
Воспитательные воздействия:
Индивидуальные беседы о действительных условиях уважения и внимания со стороны окружающих
Убеждение на собственном опыте
Намек, ласковый упрек, предупреждение
Пробуждение гуманных чувств
Проявление огорчения
Мнимое безразличие
Ирония
В семье:
- Ответственность за помощь в домашних делах
- Недопустимость всепрощения. Семья как один человек – единство педагогических требований
- Наличие постоянного увлечения, познавательных интересов, желательно связанных с общением (театральный кружок, арт-студия и т.д.)
Памятка для педагога по работе с замкнутыми учащимися
Таких подростков характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют, чаще выражены нетипичные для подросткового возраста интересы – религия, потусторонний мир и т.д.
Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.
Общие требования:
Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему
Включение в группу только с его личного согласия
Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими
Терпимое отношение к «чудачествам» подростка
Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие
Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики
Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов)
Учет интереса к точным наукам
Учет непредсказуемости мышления и поведения
Отношения с подростком строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других
Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи
Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу
В урочной деятельности:
- Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности
- Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить подростка с одного вида деятельности на другой
- Поэтапный контроль работы
Во внеурочной деятельности:
- Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний подростка
- Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий)
Внушение:
Способный, успешный в деятельности
Понимаемый. Принимаемый
Интересный собеседник и товарищ
Обучение:
Умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние другого человека
Воспитательные воздействия:
Убеждение
Поощрение
Проявление внимания
Просьба
Поддержка организаторского успеха
Доверие
Предупреждение
В семье:
Теплые, заботливые отношения со стороны близких
Оптимистические установки в семье и ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи увлечения
Общение подростка не только в кругу семьи, но и со сверстниками
Поддержка самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных
Своевременное семейное половое просвещение и воспитание
28.02.2012, 6081 просмотр.