Психология

Рекомендации по Взаимодействию с «Трудными» детьми

 

1. ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ В НРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКАХ И НАКОПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА:

• Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);

• Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);

• Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);

• Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

• Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);

 

2. ПРИЁМЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ УЛУЧШЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ВОСПИТАННИКОМ:

• Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);

• Поощрение - похвала, награда, одобрение;

• Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

• Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);

• Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);

• Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);

• Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);

• Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

 

3. ПРИЁМЫ, В КОТОРЫХ ОТКРЫТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЛАСТЬ ПЕДАГОГА:

• Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);

• Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);

• Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)

• Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)

• Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)

• Разоблачение или выявление виновного

 

4. ПРИЁМЫ СО СКРЫТЫМ ДЕЙСТВИЕМ:

• Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)

• Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)

• Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)

• Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)

• Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

 Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов в неучебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

 Дети с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 • Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность детей с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ученика.

• Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

• Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.

• Сила современного учителя в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.

• Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.

• Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью

http://chronicles.moy.su

 

28.02.2012, 4885 просмотров.