Апробация
Отчёт работы по внедрению УМК Геометрия 10-11 Смирновой И.М., Смирнова В.А. в РТ (10 класс 2011-12 учебный год)
Гильмиева Г. Г., учитель высшей категории МБОУ гимназия № 27 Вахитовского района г. Казани республики Татарстан, участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9», «Геометрия 10-11» авторов Смирновой И. М., Смирнова В. А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москва (приказ ИРО республики Татарстан № 278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).
В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:
— актуальность изменения содержания геометрического образования;
— внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;
— использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.
Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень.
I) В ходе апробации учебного комплекта в 2011-2012 учебном году доцентом К (П)ФУ, кандидатом психологических наук Громовой Ч. Р. было проведено анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов с целью изучения их интереса к предметам алгебра и геометрия. В результате выяснилось, что у учащихся десятых классов более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Геометрия», чем у учащихся 11 классов, изучавших геометрию по учебнику Геометрия 10-11 авторов Л.С. Атанасян и др.
II) В ходе апробации учебного комплекта в 2011-2012 учебном году Гильмиева Г. Г. приняла участие в Российском конкурсе методических разработок проблемно- диалоговых уроков (на конкурс был представлен урок, разработанный по УМК геометрия 7-9 авторов Смирновой И. М., Смирнова В. А.).
В ходе апробации учебного комплекта в 2011-2012 учебном году Гильмиева Г. Г. также приняла участие в конкурсе докладов 12 всероссийского интернет- педсовета. В докладе по теме «Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики с использованием технологии проблемно-диалогического обучения» был представлена разработка урока по геометрии по УМК Геометрия авторов Смирновых (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,59394/Itemid,118/)
III) В ходе апробации УМК (10 класс) Гильмиева Г. Г. выступала:
— перед слушателями республиканских курсов института развития и образования РТ с презентацией учебника И.М.Смирновой В. А.Смирнова Геометрия 10-11 по теме «Эффективность УМК Геометрия 10-11 авторов Смирновых при подготовке к ЕГЭ».
— на всероссийском педагогическом форуме в г. Москва по теме «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей как условие развития современного образовательного пространства».
— по теме «Эффективный выбор учебно-методического комплекта — важный фактор повышения качества математического образования» на городской августовской конференции работников образования «Вектор стратегии развития образования города Казани: Личность. Семья. Школа. Общество» в секции регламентированная дискуссия «Математическое образование в современной школе» 16 августа 2012 года, на котором рассказала об УМК Геометрия 7-9, Геометрия 10-11 авторов Смирновых (с презентацией можно ознакомиться на официальном сайте казанского образовательного портала http://www.kazanobr.ru/node/1260)
-был показан открытый урок для студентов- практикантов по теме «Сечения многогранников»
IV) Печатные и электронные издания в 2011-2012 учебном году.
- В сборнике научных трудов (г. Москва) статья «Проблемно- диалогический урок по геометрии в 8 классе „Площадь трапеции“ в рамках работы VI международной научно- практической конференции «Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно ориентированного образования» (г. Таганрог)
2. Доклад в сборнике докладов (выпуск 35, г. Москва) конкурса 12 Всероссийского интернет-педсовета «Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики с использованием технологии проблемно- диалогического обучения» (в докладе представлена разработка урока по геометрии с применением УМК Геометрия авторов Смирновых)
3. Статьи по апробации УМК Геометрия авторов Смирновых на персональном сайте www.kgu.ru, адресованный родителям, ученикам, учителям.
4. Статья «Роль геометрии в школьном образовании. Проблемы и необходимость их решения“в сборнике (выпуск 4,Казань) научных статей “ Филология в полиэтнической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы».
V) Приняла участие в вебинаре «Подготовка по геометрии к ГИА и ЕГЭ» учебного центра Арсенал образования и издательства Мнемозина с участием В.А. Смирнова.
VI) Хакимова Дина ученица 10 а класса представила свою научно- исследовательскую работу «Виды проектирований в геометрии и живописи»по геометрии на XIII научной Поволжской конференции и стала его дипломантом.
Достоинства учебно- методического комплекта:
— учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
— УМК позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования (научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации образования) ;
-система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;
— задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;
— хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;
— задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;
— устные упражнения в учебном пособии «Устные упражнения по геометрии 10-11 класс» помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий ;
-учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, развитию интереса к геометрии, позволяет учащимся проводить исследовательские работы ;
— хороший дизайн учебника;
-исторический материал очень познавательный и интересный.
Пожелания и рекомендации.
Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным:
- для удобства работы часть задач из пособия «Устные упражнения по геометрии» для 10-11класса, разместить в конце учебника в виде, например, приложения (разбив на следующие блоки: на закрепление и отработку текущего материала; на повторение; для подготовки к восприятию нового материала; нестандартные и занимательные упражнения) ;
— в параграфе 20 указать, что расстояние между скрещивающимися прямыми можно определить как расстояние между одной из скрещивающихся прямых и плоскостью, проходящей через другую прямую параллельно первой;
— выделить жирным шрифтом или курсивом (с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:
страница 65 параграф 20 № 10
страница 68 параграф 21 № 18;
Результаты изучения отношения к учебным дисциплинам «Алгебра» и «Геометрия» у учащихся десятых и одиннадцатых классов.
Методики:
1. Тест цветовых отношений (модифицированный вариант методики Люшера). Учащиеся выбирали предпочтительные цвета, то есть ранжировали десять цветов по степени привлекательности. Затем им предъявляли в карточках учебные предметы, они ассоциировали их с предъявляемыми цветами. Данная методика направлена на выявление эмоционального отношения к учебным предметам.
2. Анкета интересов (автор Е.Климов). Цель: выявление учебных и профессиональных интересов учащихся. Анкета прилагается. Исследование проводилось коллективной и индивидуальной форме с учащимися десятых и одиннадцатых классов. Количество учеников, принимавших участие в тесте: десятый класс — 12 человек, одиннадцатый – 10 человек.
Изучение геометрии в 10-м классе ведется по учебнику Геометрия 10-11 класс. Профильный уровень. Авторы: И.М.Смирнова, В.А.Смирнов, изучение геометрии в 11-м классе ведется по учебнику Геометрия 10-11 класс. Авторы: Л.С.Атанасян и др.
В 10-м и в 11-м классах математику ведут разные преподаватели
Результаты.
Таблица 1. Цветовые ассоциации учебных предметов у учащихся
10-х, 11-х классов (в%)
По методике цветовых отношений в среднем получились следующие результаты. Учащиеся 11-х классов ставят алгебру на второе. А геометрию на шестое место.
А в десятом классе следующая картина: учащиеся в среднем ставят и алгебру и геометрию на первое место.
С каким по рангу цветом ассоциируется учебный предмет |
10 класс |
11 класс |
||
Алгебра |
Геометрия |
Алгебра |
Геометрия |
|
Первое место |
41,7 |
25 |
10 |
10 |
Второе место |
16,7 |
- |
20 |
- |
Третье место |
- |
16,7 |
10 |
10 |
Четвертое место |
8,3 |
- |
10 |
10 |
Пятое место |
16,7 |
8,3 |
- |
- |
Шестое место |
8,3 |
16,7 |
- |
40 |
Седьмое место |
- |
16,7 |
- |
- |
Восьмое место |
- |
8,3 |
20 |
20 |
Девятое место |
8,3 |
8,3 |
10 |
- |
Десятое место |
- |
- |
20 |
10 |
По таблице видно, что у учащихся 10 классов более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Алгебра». Во–первых, больше учащихся ассоциируют данный предмет со цветом, который стоит в первой позиции. Во- вторых, никто не ассоциирует алгебру со цветом, стоящим на последнем месте. Дисциплина геометрия для 10-го класса в эмоциональном плане менее привлекательна, чем алгебра, а в одиннадцатом классе и алгебра и геометрия привлекательны одинаково. Но все же в 10-м классе дисциплину геометрия учащиеся оценивают как более привлекательную по сравнению с учащимися 11-х классов.
Таблица 2. Интересы учащихся 10-х,11-х классов (в%)
Сфера интересов |
10 класс |
11 класс |
Математика |
25 |
10 |
Химия |
8,3 |
- |
Биология |
16,7 |
- |
Геология и география |
- |
- |
Техника |
- |
- |
Электроника |
- |
- |
Литература, журналистика |
8,3 |
20 |
Юриспруденция |
8,3 |
10 |
История |
- |
- |
Педагогика |
8,3 |
- |
Медицина |
8,3 |
30 |
Сфера обслуживания |
- |
- |
Спорт. Военное дело |
- |
10 |
Музыка, театр |
25 |
20 |
Искусство, живопись |
16,7 |
10 |
В таблице указан процент учащихся, которые поставили данную сферу интересов на первое место, то есть набрали наибольшее количество баллов по данному направлению. Как видно в таблице, в 10-м классе преобладающее количество учащихся ставят на первое место – математику.
А в 11-м классе большинство ставят на первое место – медицину.
Исследование провела:
Психолог гимназии № 27
К.пс.н. Громова Ч. Р. 2012 год
10.09.2012, 4302 просмотра.