Апробация
Отчёт по внедрению УМК Геометрия 7-9 И.М. Смирновой, В.А.Смирнова в Р.Т.
Гильмиева Г.Г. учитель высшей категории МОУ гимназия №27 Вахитовского района г, Казани Республики Татарстан участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9» авторов Смирновой И.М. ,Смирнова В.А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москвы (приказ ИРО республики Татарстан №278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).
Преподавание велось при двух часах в неделю, в год 68 часов.
В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:
- актуальность изменения содержания геометрического образования;
- внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;
- использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.
Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень. В ходе апробации учебного комплекта в 2009-2010 учебном году в 8а классе были выявлены его достоинства и недостатки.
Достоинства:
- учебник позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования (научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации образования) ;
- учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;
- задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;
- задачи с элементами стереометрии готовят учащихся к изучению систематического курса этого раздела в старших классах;
- хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;
- задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;
- каждый параграф завершается вопросами, которые помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю и разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий учебника;
- очень хорошее изложение тем: «Замечательные точки в треугольнике», «Центральная симметрия», «Поворот. Симметрия n- го порядка», «Осевая симметрия», «Параллельный перенос», «Движение. Равенство фигур», «Теорема Пифагора», «Тригонометрические функции острого угла», «Тригонометрические тождества», «Тригонометрические функции тупого угла», «Теорема косинусов», «Теорема синусов», «Длина окружности»;
- учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, позволяет учащимся проводить исследовательские работы;
- хороший дизайн учебника;
- исторический материал очень познавательный и интересный.
Недостатки.
Есть опечатки в учебнике(8 класс):
Страница 145 параграф 35 в доказательстве во второй строке необходимо написать «ВА»;
Страница 159 параграф 38 в задаче №17 необходимо написать «отрезок DC3 параллелен отрезку CC1» ;
Страница 215 параграф 54 в задаче №11 необходимо написать «противоположную сторону».
К сожалению, учащиеся 8 класса не были обеспечены соответствующими рабочими тетрадями по геометрии, а также дидактическими материалами к этому учебнику (заявки с нашей стороны высылались не один раз). На сайте Смирновых размещены дидактические материалы, но нужная страница не открывается. Самостоятельные и контрольные работы составлялись учителем самостоятельно. Для этого были использованы дидактические материалы других авторов, задачи с математических Интернет- ресурсов, собственные разработки.
Пожелания и рекомендации.
Девятиклассники проходят ГИА в новой форме, а учащиеся одиннадцатого класса сдают ЕГЭ по математике. Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и участие в вебинарах 8 .12.09 «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике (геометрии) с использованием учебно-методического комплекта Смирновой И.М., Смирнова В.А.», 18.03.10 «Совершенствование геометрической подготовки школьников в свете включения геометрических задач в ЕГЭ и ГИА» (http://www.mnemozina.ru/work/3701/3725/3730), а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным :
- часть задач по готовым чертежам из пособия «Устные упражнения по геометрии» для 7-9 класса, о котором говорилось в вебинаре и который планируют выпустить, разместить в конце учебника в виде , например, приложения для отработки основных навыков и умений;
-в параграфе 35 страница 146 развёрнуто и подробно объяснить градусную меру дуги окружности, её связь с центральным углом, сопровождая соответствующими рисунками и чертежами, а переформулировку теоремы о вписанном угле выделить жирным шрифтом;
-ввести после изучения подобия треугольников и их признаков рассмотрение пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, в котором проведена высота к гипотенузе;
-в параграфе 29 «Параллелограмм» включить дополнительное свойство параллелограмма: биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник;
-в параграфе 53 «Теорема косинусов» страница 213 задачу №12 написать в виде: «Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его четырёх сторон» (при решении данной задачи были учащиеся, которые не верно перевели текст на математический язык, записав в правой части равенства сумму квадратов большей и меньшей стороны);
- выделить жирным шрифтом или курсивом (с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:
страница 123 параграф 28 №6, №11;
страница 126 параграф 29 №12, №13;
страница 129 параграф 30 №6;
страница 134 параграф 31 №16-18;
страница 139 параграф 33 №14, 15;
страница 152 параграф 36 №22;
страница 156 параграф 37 №22;
страница 187 параграф 45 №9-11;
страница 203 параграф 49 №16;
страница 213 параграф 53 №12;
страница 218 параграф 55 №8;
страница 219 параграф 55 №9.07.03.2012, 2887 просмотров.