Апробация

Отчёт работы по внедрению УМК Геометрия 7-9 И.М.Смирновой, В.А.Смирнова

Гильмиева Г.Г. учитель высшей категории МОУ гимназия №27 Вахитовского района г,Казани Республики Татарстан участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9» авторов Смирновой И.М., Смирнова В.А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москвы (приказ ИРО республики Татарстан №278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).

 

В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:

- актуальность изменения содержания геометрического образования;

- внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;

- расширение возможностей геометрии для развития личности учащихся.

Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»  и входит в федеральный перечень. В ходе апробации учебного комплекта в 2008-2009 учебном году в 7а классе были выявлены его достоинства и недостатки.

Достоинства:

- в дидактический материал (7 класс) включен весь необходимый материал: и для проверки усвоенного материала,  и  для контроля знаний, и для проверки готовности для изучения нового (самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты и тесты);

- задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;

- задачи с элементами стереометрии готовят учащихся к изучению систематического курса этого раздела в старших классах;

- самостоятельные, контрольные работы даны по каждому пункту учебника с единой структурой: первое и второе задание сравнительно лёгкие; третье и четвёртое - соответствует базовому уровню подготовки учащихся; последние два задания имеют более высокий уровень трудности;

- хороший подбор задач в учебнике на развитие глазомера учащихся (задачи вида «оцени на глаз»);

- хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текстов;

- задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;

- большое разнообразие задач по готовым чертежам;

- очень хорошее изложение темы по главе I «Начала геометрии», по главе II «Первый признак равенства треугольников»,  «Второй признак равенства треугольников», «Третий признак равенства треугольников», «Перпендикуляр и наклонная»;

- исторический материал очень познавательный и интересный.

Недостатки.

Есть опечатки  в учебнике(7 класс):

Страница 10 рисунок 1.9 не указана буква в на прямой;

Страница 14 к задаче 4 в ответе должно быть еще «иметь общий отрезок»;

Страница 13 в слове «отрезка» пропущена буква о (4 абзац);

Страница 20 на рисунке 3.4( к задаче 15) изображены отрезки, поэтому необходимо концы выделить точками;

Страница 36 к задаче 3 в ответе должно быть еще 0 согласно определению ломаной;

Страница 48 в задаче 10 необходимо в условие задачи записать, например, что углы В и С равны (дети ещё не изучили свойства равнобедренного треугольника), иначе  признак равенства треугольников использовать невозможно, либо перенести данную задачу после изучения  свойств равнобедренного треугольника;

Страница 106 (4 абзац) в предложении слово «является» необходимо написать один раз.

Пожелания и рекомендации:

- в параграфе 7 учебника включить задание вида: назвать какая сторона лежит против угла В в треугольнике АВС, к стороне АВ прилежат какие углы, между сторонами ВА и СВ заключен какой угол и так далее;

- в параграфе 5 учебника полезно записать на математическом языке, что один градус содержит 60 минут, одна минута содержит 60 секунд;

- в параграфе 7 учебника к задачам 9, 10 ( страница 42 ) в разделе «ответы» буквы не писать, так как  общепринято, что треугольник можно называть, начиная с любой вершины (буквы);

- выделить следующие тексты учебника курсивом или жирным шрифтом (для запоминания учащимися):

а) страница 53 задача16 параграф 10 (один из признаков равнобедренного треугольника);

б) страница 65 задача 10 параграф 14(дополнительный признак равенства прямоугольных треугольников);

в) страница 69 задача 12 параграф 15(один из признаков равнобедренного треугольника);

г) страница 76 пример 1 (это свойство касательных часто используется в задачах КИМ ЕГЭ);

- в параграфе 10 рабочей тетради в задаче 10.2(страница 53) следует написать: «нарисуйте равнобедренный треугольник а) с острым; б) с прямым; в) тупым углом» (так как определение остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника вводится в параграфе 14);

- нумерацию задач к каждому параграфу учебника провести, начиная с номера параграфа. Например, к параграфу 1 задачи нумеровать 1.1, 1.2, 1.3 и так далее, к параграфу 7 пронумеровать  7.1, 7.2 и так далее.

Проведенный выборочный срез знаний по геометрии в  классе выявил положительную динамику в усвоении материала. На основе оценочных данных двух четвертей учебного года можно утверждать о наличии положительной мотивации к изучению геометрии у учащихся. Психологом гимназии  были проведены дополнительно тест-опросы учащихся на предмет заинтересованности в изучении геометрии. Тест выявил позитивную тенденцию.

07.03.2012, 3299 просмотров.