Апробация
Отчёт работы по внедрению УМК Геометрия 7-9 И.М.Смирновой, В.А.Смирнова
Гильмиева Г.Г. учитель высшей категории МОУ гимназия №27 Вахитовского района г,Казани Республики Татарстан участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9» авторов Смирновой И.М., Смирнова В.А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москвы (приказ ИРО республики Татарстан №278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).
В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:
- актуальность изменения содержания геометрического образования;
- внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;
- расширение возможностей геометрии для развития личности учащихся.
Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень. В ходе апробации учебного комплекта в 2008-2009 учебном году в 7а классе были выявлены его достоинства и недостатки.
Достоинства:
- в дидактический материал (7 класс) включен весь необходимый материал: и для проверки усвоенного материала, и для контроля знаний, и для проверки готовности для изучения нового (самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты и тесты);
- задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;
- задачи с элементами стереометрии готовят учащихся к изучению систематического курса этого раздела в старших классах;
- самостоятельные, контрольные работы даны по каждому пункту учебника с единой структурой: первое и второе задание сравнительно лёгкие; третье и четвёртое - соответствует базовому уровню подготовки учащихся; последние два задания имеют более высокий уровень трудности;
- хороший подбор задач в учебнике на развитие глазомера учащихся (задачи вида «оцени на глаз»);
- хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текстов;
- задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;
- большое разнообразие задач по готовым чертежам;
- очень хорошее изложение темы по главе I «Начала геометрии», по главе II «Первый признак равенства треугольников», «Второй признак равенства треугольников», «Третий признак равенства треугольников», «Перпендикуляр и наклонная»;
- исторический материал очень познавательный и интересный.
Недостатки.
Есть опечатки в учебнике(7 класс):
Страница 10 рисунок 1.9 не указана буква в на прямой;
Страница 14 к задаче 4 в ответе должно быть еще «иметь общий отрезок»;
Страница 13 в слове «отрезка» пропущена буква о (4 абзац);
Страница 20 на рисунке 3.4( к задаче 15) изображены отрезки, поэтому необходимо концы выделить точками;
Страница 36 к задаче 3 в ответе должно быть еще 0 согласно определению ломаной;
Страница 48 в задаче 10 необходимо в условие задачи записать, например, что углы В и С равны (дети ещё не изучили свойства равнобедренного треугольника), иначе признак равенства треугольников использовать невозможно, либо перенести данную задачу после изучения свойств равнобедренного треугольника;
Страница 106 (4 абзац) в предложении слово «является» необходимо написать один раз.
Пожелания и рекомендации:
- в параграфе 7 учебника включить задание вида: назвать какая сторона лежит против угла В в треугольнике АВС, к стороне АВ прилежат какие углы, между сторонами ВА и СВ заключен какой угол и так далее;
- в параграфе 5 учебника полезно записать на математическом языке, что один градус содержит 60 минут, одна минута содержит 60 секунд;
- в параграфе 7 учебника к задачам 9, 10 ( страница 42 ) в разделе «ответы» буквы не писать, так как общепринято, что треугольник можно называть, начиная с любой вершины (буквы);
- выделить следующие тексты учебника курсивом или жирным шрифтом (для запоминания учащимися):
а) страница 53 задача16 параграф 10 (один из признаков равнобедренного треугольника);
б) страница 65 задача 10 параграф 14(дополнительный признак равенства прямоугольных треугольников);
в) страница 69 задача 12 параграф 15(один из признаков равнобедренного треугольника);
г) страница 76 пример 1 (это свойство касательных часто используется в задачах КИМ ЕГЭ);
- в параграфе 10 рабочей тетради в задаче 10.2(страница 53) следует написать: «нарисуйте равнобедренный треугольник а) с острым; б) с прямым; в) тупым углом» (так как определение остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника вводится в параграфе 14);
- нумерацию задач к каждому параграфу учебника провести, начиная с номера параграфа. Например, к параграфу 1 задачи нумеровать 1.1, 1.2, 1.3 и так далее, к параграфу 7 пронумеровать 7.1, 7.2 и так далее.
Проведенный выборочный срез знаний по геометрии в классе выявил положительную динамику в усвоении материала. На основе оценочных данных двух четвертей учебного года можно утверждать о наличии положительной мотивации к изучению геометрии у учащихся. Психологом гимназии были проведены дополнительно тест-опросы учащихся на предмет заинтересованности в изучении геометрии. Тест выявил позитивную тенденцию.07.03.2012, 3452 просмотра.