Статьи

Апробация УМК по предмету как одна из форм развития и саморазвития профессиональной компетентности учителя. (Гильмиева Г.Г.)

Апробация УМК по предмету как одна из форм развития и саморазвития профессиональной компетентности учителя. Опубликовано: В материалах Республиканской научно-практической конференции «Профессиональные компетенции учителя: стратегии формирования». 2010 г., Казань.


С 2008 — 2009 учебного года на базе гимназии №  27 создана экспериментальная площадка по апробации УМК Смирновой И.М, Смирнова В.А Геометрия 7-9 совместно с издательством Мнемозина города Москва и кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ. Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано МО и науки РФ, входит в федеральный перечень».

Данная экспериментальная работа рассчитана на пять лет (внедрение УМК Геометрия 7-9 и УМК Геометрия 10-11 авторов Смирновой И. М., Смирнова В.А).

Задачами исследования являются, прежде всего, объективно оценить учебник: дать всестороннюю оценку педагогической эффективности учебника с точки зрения его доступности, познавательности и занимательности изложения, вопросов и заданий, выявить методические просчеты и упущения, его достоинства и недостатки. Необходимо также выявить целесообразность замены «старых» учебно-методических комплектов на новые, определить, в какой степени конкурентоспособны те и другие по отношению друг к другу. В процессе апробации новых УМК ставится задача и их презентации, преодоления недоверия к ним.

Апробация УМК позволяет не только поддерживать, внедрять и совершенствовать учебники, но и повышать профессиональную компетентность учителя.
Эксперимент – это не только сложная кропотливая работа учителя, но и конструктивная форма сотрудничества всех заинтересованных сторон: издательства, методистов ИРО и учителей, которые копят бесценный опыт при апробации учебников. Этот опыт находит свое отражение в методических рекомендациях, в сценариях открытых уроков, в статьях, в исследовательских работах учащихся, выступающих на научно-практических конференциях различного уровня.

В 2009-2010 учебном году я представила свой педагогический опыт на Всероссийском фестивале “ открытый урок».

 На профильном СМИ Завуч-инфо в 2009-10 году приняла участие в I Всероссийском конкурсе «Мастерская учителя» и стала его дипломантом. В 2008-09 учебном году было выпущено учебно-методическое пособие «Задачи с процентами. Решаем с легкостью». Оно было представлено на первый городской конкурс инновационных программ, проектов и методических разработок и по результатам экспертизы внесено в городской реестр инновационных программ.

Мои ученики принимают участие в олимпиадах, конференциях. Абдрахманова Лейсан в 2008 году стала призером межрегиональной физико- математической олимпиады Авангард.

 Одной из форм развития предметной компетентности учащихся является работа над исследовательским проектом. В то же время учитель, являясь научным руководителем ученика, также развивает свою профессиональную компетентность. Мои ученики представляли свои исследовательские работы в районных научно-практических конференциях Шаг в науку, в городской НПК Ломоносовские чтения, в городском конкурсе исследовательских работ и проектов Юный исследователь, в Поволжской конференции имениН.И. Лобачевского. Наиболее яркой, на мой взгляд, является работа моей ученицы «Паркеты, мозаика и математический мир М. Эшера», которая была представлена на VI межрегиональной НПК «В поисках истины». Она обратила внимание на то, что каждая новая глава учебника геометрии (по которому мы занимаемся) начинается со страницы, в правом верхнем углу которой располагается гравюра голландского художника М.Эшера, и решила показать связь между творчеством этого художника и математикой.

В целом эксперимент по апробации учебников можно рассматривать как совершенно уникальные курсы повышения квалификации, которые помогут педагогам, методистам целенаправленно выбирать учебники и вдумчиво работать с ними, а издателям еще более ответственно выполнять свою миссию.

Важнейшим условием развития профессиональной компетентности учителя является (особенно на первых этапах преподавания) посещение уроков своих коллег. Анализируя поэтапно урок, детально разбирая каждый шаг урока и делая нужные выводы, необходимо также самому «давать» уроки.

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня, участие в разного рода форумах на предметных образовательных сайтах, составление статей и публикаций, посещение конференций и курсов повышения квалификации – все эти условия способствуют развитию и саморазвитию профессиональной компетентности учителя.

31.07.2013, 1147 просмотров.